Полный список экскурсий по Санкт-Петербургу

Эрмитаж

Фотогалерея

Эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из самых знаменитых музеев мира, стоящий в одном ряду с Лувром и Прадо, обладающий богатейшими коллекциями живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, ювелирного мастерства, археологических находок.

История строительства и создания музея

Начало знаменитым коллекциям Эрмитажа, который стал музеем, открытым для публики, только в 1852 году, положила еще императрица Екатерина II. Сегодня собрание Эрмитажа занимает целых шесть зданий, не считая филиалов (Большой, Малый, Новый Эрмитаж, Зимний дворец, Эрмитажный театр, часть Главного Штаба). Самым значительным по масштабу и великолепию в этом списке является Зимний дворец, являвшийся официальной резиденцией императорской династии Романовых. Его строительство было начато еще в 1754 году в царствование дочери Петра, Елизаветы Петровны, и завершилось в 1762 году.

Вскоре на престол взошла Екатерина, и по ее приказу в изначальный проект Растрелли были внесены некоторые изменения. Необычайная роскошь интерьеров была призвана затмить все европейские дворцы. Именно при Екатерине были построены Большой и Малый Эрмитажи и здание Эрмитажного театра, а приобретение просвещенной императрицей в 1764 году коллекции из 225 картин кисти фламандских и голландских мастеров считается датой основания музея.

Само слово «эрмитаж» переводится с французского как «уединенный, отдаленный уголок», поскольку первоначально коллекции живописи размещались в отдаленных апартаментах дворца, и доступ к ним имели лишь члены императорской фамилии и приближенные к ним особы. Возведенные в 1764-1775 годах Северный и Южный корпуса Малого Эрмитажа использовались Екатериной как для хранения приобретенных ею картин, так и для небольших званых вечеров с играми и спектаклями – малых эрмитажей.

Девятнадцатый век для музея ознаменовался пополнением коллекций на средства императоров Александра I и Николая I. В 1815 году была приобретена коллекция Жозефины Богарне, состоящая из произведений живописи и скульптуры, захваченных Наполеоном во время военных действий в Германии и других странах.

При Александре и Николае приобретались шедевры испанских, итальянских, нидерландских художников, картины Рембрандта, Рафаэля, Тициана. Именно Николай I впервые открыл для публики собрания музея, размещенные в здании Нового Эрмитажа. Произошло это в 1852 году. К этому моменту Эрмитаж в СПб уже обладал богатейшими собраниями живописных и скульптурных объектов Западной и Восточной Европы, коллекциями археологических памятников, относящихся к культуре Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Востока, античного мира, Азии и России эпохи Средневековья.

Во второй половине XIX века была впервые принята попытка не просто каталогизировать собрания Эрмитажа, но сделать это с научной, искусствоведческой точки зрения. В результате работы первого старшего хранителя отдела картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа А.И. Сомова был выпущен «Каталог Картинной галереи Эрмитажа». В этот период начинают активно закупаться картины русских художников, в музей передаются материалы археологических раскопок.

Советское время и наши дни

Революция 1917 года и советская власть были довольно милостивы к собраниям Эрмитажа, мировым шедеврам и коллекциям повезло больше, нежели их законным владельцам. В течение XX века пополнение коллекций проходило в основном за счет перераспределения экспонатов между различными музеями, в том числе и московскими. Так, эрмитажные залы пополнились собраниями Музея нового западного искусства, Академии художеств, частными коллекциями, в том числе принадлежавшими московским купцам и меценатам Сергею Щукину и Савве Морозову.

Некоторые экспонаты, напротив, были перевезены в московские музеи, а часть произведений великих мастеров ушла с распродаж 30-х годов.
В годы войны коллекции Эрмитажа были эвакуированы на Урал, при этом ни один из экспонатов не пропал, и все они вернулись на свои прежние места. Сотрудники музея не покидали Зимний дворец даже во время блокады, прячась от бомбежек в подвальных помещениях. Всю войну в Эрмитаже велась искусствоведческая работа и даже проводились лекции.

После победы над фашистской Германией собрания музея пополнились трофейными экспонатами из Берлина, картинами импрессионистов. Основная часть произведений искусства была возвращена в Берлин по договоренности с властями ГДР в 1958 году.

Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге располагает богатейшей коллекцией из более чем трех миллионов экспонатов. В этот перечень входят графические, скульптурные произведения, живопись, археологические и нумизматические ценности, предметы прикладного искусства, оружие. Государственный Эрмитаж состоит в числе двадцати самых посещаемых музеев в мире: по данным 2014 года его посетило 3 247956 человек.

Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская» (5-7 минут пешком).

Вас также может заинтересовать

Исаакиевский собор
Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
Александровская колонна
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь
Невский проспект
Санкт-Петербург, Невский проспект
Храм Спаса-на-Крови
Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 2Б, корп. А
Дворцовая площадь
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь
Адмиралтейство
Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1

Заказать звонок