Полный список экскурсий по Санкт-Петербургу

Медный всадник

Фотогалерея

Медный всадник

Медный всадник в Санкт-Петербурге - один из наиболее посещаемых туристами объектов города на Неве. Этот памятник, возведенный по приказу Екатерины II в честь основателя Петербурга, появился на Сенатской площади более 200 лет тому назад: торжественное открытие монумента состоялось 7 августа 1782 года в присутствии августейших особ. Этому мероприятию предшествовали долгие годы кропотливого труда скульпторов, архитекторов, камнетесов и других рабочих.

История создания

Екатерина, считавшая себя последовательницей и продолжательницей идей и дел Петра Великого, решила почтить память знаменитого государя достойным памятником. Для этого императрица обратилась за советом к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры, самым передовым и просвещенным людям той эпохи, Дидро и Вольтеру, с которыми переписывалась и чье мнение уважала.

Метры порекомендовали русской царице прибегнуть к услугам французского скульптора, трудившегося в то время на фарфоровом заводе, Этьена Фальконе. Фальконе согласился взяться за столь ответственную работу и вскоре прибыл в Россию со своей молоденькой ученицей Мари-Анн Коло.

Работа над конной скульптурой велась с 1766 по 1782 годы. Фальконе создавал революционный по тем временам макет будущего монумента, фигуру всадника на коне, находящемся в движении. У скульптуры всего три точки опоры, при этом скакун бронзового Петра взбирается на каменный утес и словно зависает над пропастью, подняв оба передних копыта. Для создания достоверной композиции французский скульптор устроил в павильоне, где велись работы (бывшем Зимнем дворце Елизаветы) деревянный помост. По его приказу офицеры на благородных рысаках многократно взбирались на наклонный пьедестал, а Фальконе делал зарисовки и эскизы.

Что касается фигуры самого царя, то и здесь талантливый зодчий во многом опередил свое время. Благодаря ему знаменитый Медный всадник в СПб - это не просто величественный монумент с аллегорическими изображениями поверженных врагов и процветающий страны. Петр словно охраняет свой город, свое детище и всю Россию, простирая царственную длань над подвластными ему землями. Этот жест можно расценить и по-другому, как память о том моменте, когда император повелел заложить город в дельте Невы, а также как напоминание о победе над шведами, ведь именно в сторону Швеции указывает бронзовый властелин, словно грозя поверженным врагам. В первую очередь – это царь-строитель, созидатель, защитник и благодетель своего народа, а о его полководческих талантах напоминает лишь лавровый венок на голове.

Под копытами коня извивается раздавленная змея – символ побежденных врагов, а скала, на которую взобрался всадник, вытесана в форме морской волны. Таким образом, по замыслу архитектора в монументе отражена идея Петра о становлении России как морской державы.
В течение двух лет трудился Этьен Фальконе над моделью будущего памятника, но голова Петра никак не давалась скульптору. В итоге ее слепила его ученица, за что и получила пожизненную пенсию вкупе с членством в Академии художеств. После того, как макет памятника был одобрен, статую отлили из бронзы. Большинство литейщиков не брались за эту работу. Трудность состояла в том, что внутри памятник полый, при этом стенки задней части скульптуры должны быть толще и тяжелее передних, поскольку всадник имеет лишь три точки опоры на наклонной поверхности. С большим трудом и травмами со второго раза (с интервалом между попытками в три года) отливка была произведена. Однако к 1778 году Фальконе окончательно рассорился с Екатериной и уехал во Францию. Проект завершил архитектор Фельтен.

Гранитная скала, на которой возвышается конная статуя, была добыта и привезена из Лахты (сейчас – один из районов Петербурга). Согласно легенде, в народе ее называли Гром-камнем, поскольку во время грозы в скалу ударила молния и отколола от породы огромный кусок. Этот отколотый кусок, доставленный сухопутным и морским путями, и стал постаментом для памятника Петру Великому.

Медный всадник в Санкт-Петербурге - один из самых знаменитых конных монументов в мире, но мало кто знает, что на самом деле он отлит из бронзы, а не из меди. Название же памятника связано с легендой об оживающей в опасные для города и страны времена скульптуре Петра, который сходит с Гром-камня и скачет по ночным улицам Петербурга. Родоначальником мифа является не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин, сочинивший поэму «Медный всадник».

Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская» (10 минут пешком).

Вас также может заинтересовать

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
Исаакиевский собор
Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4
Русский музей
Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т
Александровский сад
Санкт-Петербург, Летний сад
Летний сад
Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, 11
Андреевская церковь
Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 2Б, корп. А
Храм Спаса-на-Крови

Заказать звонок